Я обычно в хуфандоме молчаливая галлюцинация, но тут выскажусь.
Странная тенденция наблюдается с "политическими" эпизодами Доктора Кто: в каденцию Капальди они как-то ощутимо проседают. Я вообще не люблю, когда в "Доктора" тянут социалку и реальную политику, этого и без сериала вокруг полно. Но тенденция заметна.
При РТД политикой занимались (внезапно!) политики, земные-приземлённые. Харриет Джонс вполне себе
оригинальный персонаж -- с большими намёками в адрес разных личностей, но ничуть не слепок с кого-то конкретного. Те действия, которые она предпринимает, и те проблемы, которые потом на неё за это сваливаются, не имеют прямых параллелей в нашей реальности. Саксону тоже пришлось быть земным политиком (и ему, кажется, очень понравилось). То есть персонаж живёт по законам своего мира, попадает в ситуации, которых у нас нет -- а в итоге за этим интересно наблюдать и не остаётся чувства, что тебе насильно скормили некую мораль.
При Двенадцатом последовательность почему-то строится совершенно наоборот: берётся какая-нибудь злободневная политическая штука или убеждение и выряжается в костюмы инопланетян, а потом несчастного Доктора посылают разбираться с этим девятичасовым выпуском новостей. Споры о допустимости абортов -- вот вам
лунаяйцо (с) в Kill the Moon. Проблема мигрантов -- и вот двухсерийка про зайгонов (с замечательным, без шуток, и явно моффатовским монологом Капальди, но вот весь остальной сюжет вокруг и около этого монолога на мой вкус весьма уныл). Ну и в нынешнем, едва начавшемся сезоне развязка Smile меня поразила так, что я аж вот пишу этот постинг.
Не знаю, в чём тут дело -- то ли от шоураннера зависит (Моффат безусловный гений, но к политике у него, видимо, творческого интереса нет), то ли авторы (Харнесс и Коттрелл-Бойс) неудачно подобрались, то ли просто такое, милые, у нас тысячелетье на дворе, что более тонко нельзя-с (
верните мне мой 2007-й!).
Итак, что же случилось в Смайле.
Далее спойлеры к сюжету и праведное либертарное негодование.
Люди эвакуировались с гибнущей Земли на планету Глизе, где умные роботы под присмотром наладочной бригады строят для эвакуированных новый город для жизни, пока те лежат в криогенной спячке. Из-за недостаточно подробно прописанных правил (instructions unclear, smile stuck in a bot), в общем-то по ошибке, роботы убивают всю человеческую бригаду. Убитые виноваты были лишь в том, что испытывали скорбь, которую роботы восприняли как угрозу. То есть не виноваты ни в чём.
В процессе решения проблемы Доктор нечаянно будит замороженных беженцев, и ему приходится вводить их в курс дела:
You brought the vardy here, microbots to make your life so easy. But like every slave class in history, the vardy are beginning to have ideas of their own.
Вы привезли сюда варди, микро-роботов, чтобы облегчить себе жизнь. Но у варди, как и у каждого класса рабов в истории, начали появляться собственные идеи.
Как вам такое начало лекции? По мне, так никуда не годится. Произошла трагическая ошибка. Погибшие ни в чём не провинились перед роботами, ничем их не обидели и не задели, они просто скорбели по погибшей подруге. Роботы опасны и подлежат нейтрализации, но тоже не виноваты: "они хотели вам помочь, -- разъясняет Доктор, -- убийство лишь побочный эффект". Если кого тут и винить (коли уж надо искать виноватых), так только тех программистов, которые не разъяснили роботам, что есть такая штука, как человеческие эмоции, и не каждого, кто сейчас не улыбается, нужно отправлять в компостную кучу. Из этого могла бы получиться интересная серия, скажем, про ответственность учёных, про важность трёх законов робототехники и т.д. Но нет -- варди уже обозначены как класс рабов, а люди, стало быть, подразумеваются рабовладельцами, которые, кошмар какой, хотели прилететь на всё готовенькое (дорогой Мартин Алексеевич).
Вообще-то Доктор ещё не знает, что роботы эти -- живые, и имеют самосознание. Это его только чуть позже осенит -- и момент осознания станет важной поворотной точкой сюжета. Тем более об этом не подозревают размороженные люди. Они-то очевидно задействовали роботов как весьма продвинутые инструменты для обживания новой планеты. У них открылось самосознание? -- что ж, прелестно, наверное. Но это явно не подразумевалось и не было никому известно, называть их в тот момент классом рабов можно было не с большим основанием, чем называть так набор столярных инструментов. Или обвинять Доктора в том, что он держит в рабстве свою звуковую отвёртку.
В общем, люди выслушали Доктора и сделали свои выводы, как та узница Холокоста: "когда обещают убить -- верьте сразу". Ну, и стали хватать винтовки под неодобрительным взглядом Доктора. Вообще, это что-то говорит о серии, когда явные сюжетные pudding brains ведут себя куда более разумно, чем наш любимый таймлорд. Уже начиная с того момента, когда до Доктора дошло, в чём загвоздка, нарисовалось очевидное (да не для зрителя даже, а просто по стандартной докторской логике!) единственное решение. Роботы не понимают концепции скорби и из-за этого наломали дров -- так нужно им это объяснить, обновить их информацию! The Doctor Dances, ну! Everybody lives!..
Хрена. Вместо единственного очевидного выхода начинается непечатный цирк. И вовсе не эврибади выживет.
Окей, допустим, до Доктора не сразу дошло, что можно устроить роботам фабричный ресет, один на всех. Допустим, что другого способа что-либо им объяснить не было, язык эмодзи бедноват для таких сложных материй. Хотя -- хотя! -- тут же вскидываюсь: а как с ними Доктор-то потом переговоры вёл, словами же? И они всё поняли, по смайлу стерлингов видно было? Значит, словами вполне можно было объяснить их ошибку!
Ну пусть, пусть перезагрузка, включить и выключить. Но...
Давайте взглянем на ситуацию со стороны размороженных людей. У них убили близких -- кому-то членов семьи, кому-то друзей. Отняли новый дом, на который они вправе были рассчитывать. Возвращаться им, кстати, некуда, старого дома больше нет. Братцы, да Рэмбо и Иниго Монтойя, в общем, за меньшее убивали. Хорошо, не казнь, не месть, ну их -- но хоть какое-то возмещение, хотя бы символическое уважение к их потере -- людям можно оставить?
А вот что говорит Доктор: "Конечно, я стёр их память". А почему, собственно? Ну да, да, арка сезона (и вообще Капальди уже в первой своей серии руки к вискам мадам Вастры тянул, кстати), но -- зачем было стирать память вдобавок к удалению supplementary preference architecture? Чтобы роботы угрызениями совести не мучились?..
На этот вопрос никто не отвечает, "конечно" и "конечно". А дальше следует вот что:
DOCTOR: They no longer have the faintest idea who you are; and, in fact, they're wondering what you're doing in their very nice city.
STEADFAST: Their city?
DOCTOR: Yes. Their city. It's made of them.
STEASFAST: It's our city. They're our robots.
BILL: They were.
DOCTOR: Welcome to your new world. Meet the vardy. They are, as of now, the indigenous life form. You'd best make friends with them because there's loads of them, and they're the only ones who know how anything works.
STEADFAST: They killed our people.
DOCTOR: Well, look, they have forgotten about that. They've forgotten about you, they've forgotten that you even made them in the first place. Now, since they have absolute power over this city, and since I'm assuming you all don't want to sleep rough tonight, I have a suggestion for you...
DOCTOR and BILL: Smile.
Были ваши -- стали наши, бьют и плакать не велят. Каким-то магическим образом стирание памяти об убийстве "исправляет" ситуацию, да так, что родственники убитых ещё остаются должны. "Они больше не помнят о вас, и, кстати, удивляются, что это вы делаете в их прекрасном городе. -- Их городе? -- Ну да, он сделан из них. -- Это наш город и наши роботы! -- Были ваши. Вам лучше бы подружиться с местными, ведь их вон как много, и только они знают, как тут что работает. -- Но они убили наших людей! -- Ну слушайте, они забыли об этом. Они даже забыли, что вы их создали. И так как у них абсолютная власть над этим городом, и я полагаю, что вы хотели бы сегодня ночью спать спокойно, то у меня для вас следующий совет: улыбайтесь".
Нет слов, чтобы передать, как это выглядит. Я очень надеюсь (беспочвенно), что это решение ещё вернётся и куснёт Доктора за задницу, как уже с ним бывало. Потому что видеть любимого персонажа в роли крёстного мафиози, со всеми этими "very nice city" и "you all don't want to sleep rough tonight" -- нет сил. У людей отняли всё, что у них было и на что они могли надеяться. Идти им некуда. Город, который они заказали для себя, отняли строители, которые сперва поубивали из-за канцелярской ошибки кучу людей ("дюжины!"), а затем вышли на свободу с чистой стёртой совестью. А уцелевшие теперь обязаны не только договариваться с этими строителями о ренте за свой же дом (Доктор милостиво вызывается быть переговорщиком), но и, ещё не оплакавши своих покойных, улыбаться невольным убийцам. Потому что их больше, сами они местные и у них тут власть. Я вроде собирался "Доктора Кто" смотреть, а не "Левиафана"...
P.S. Сдаётся мне, господа, что это была комедия хэппи-энд. И сын убитой матери, мирно пьющий сок с роботами вскоре после перестрелки, призван, должно быть, это символизировать. (Не стану тут проводить политический анализ, хотя много чего можно нарыть, конечно; фраза you didn't build that в своё время прогремела -- неплохо рифмуется с). Но просто, видимо, есть такой взгляд на мир, где вот такое вот канает за хэппи-энд.
Очень жаль, мне обычно особенно нравятся такие "бутылочные" эпизоды (когда мало персонажей и ограниченные локации). Но этот эпизод оставил у меня худшее послевкусие, пожалуй, за весь ньюскул.
Ну и на всякий пожарный:
Я всю серию ждала, что Доктор будет думать, как объяснить роботам, что за скорбь убивать не надо, ждала какой-нибудь фразы про связь грусти и счастья, я не знаю. А Доктор решил взорвать все к чертям. "Что, простите? А что делать летящему кораблю, блин?" Но ладно. А потом происходит все то, что происходит, и что, блин, людям делать - непонятно. Я искренне надеюсь, что вместе с памятью полетели программные настройки на "людям должно быть хорошо", и за нехорошо убивать не будут. А вдруг будут? И чем, блин, людям платить?.. В общем, у меня много вопросов, только не знаю к кому - к сценаристам и их видению мира, или к Доктору и развитию его характера.
мимоходом с обзоров
Однако Доктор до сих пор, кажется, всегда был достаточно трезв, чтобы не путать справедливость с несправедливостью и понимать, что конкретно он в этот раз совершил. А тут перед нами какой-то очень страшный Доктор, не отличающий плюс от минуса. Этак и третьим Мастером недолго стать... ничего, ничего, молчание. В какой-то мере было бы даже хорошо, если бы это был личный бзик однократного автора, а не развитие характера.
Насколько я понял, supplementary preference architecture, "дополнительная архитектура предпочтений", которую Доктор удалил, как раз и отвечала за "хорошо-нехорошо", это и было предпочтение варди.
вэлкам
Меня еще почему волнует вопрос, а не станут убивать ли людей - это поистине пугающее SMILE в конце в исполнении дуэта Билл и Доктора. И, честно говоря, это не самое лучшее слово, которое можно сказать людям в такой ситуации, как по мне. На самом деле, это нормально, что у людей не вышло хэппи-энда по факту. Не очень нормально, что Доктор, кажется, считает, что это относительный хэппи-энд, и Билл вполне удовлетворена этим. Если бы он в конце сказал: ребята, я сделал что мог, как получилось, теперь вам придется постараться и наладить контакт с теми, кто считает себя хозяевами. Удачи, я в вас верю. - это было бы ну, вот, у Доктора не всегда выходит все лучшим образом, и людям теперь придется стараться самим. А тут Доктор настолько fascinated новым разумным видом, что люди, а что люди, улыбайтесь, люди, все у вас нормально. Я просто чувствую какую-то ложь между тем, как Доктор-пингвин-с-подпаленным-задом несется всех спасать, и как он потом кончает, оставляя людей в растрепанных чувствах и будто совсем о них не думая. Это потому что люди пальнули по роботу? Интерфейсу даже. Сложные чувства у меня. Я не понимаю этого Доктора.
Доктор в этой серии с самого начала, заблаговременно готовится к тому, чтобы признать роботов новым видом. Он положительно предвзят. И все эти рассуждения о мокрых мозгах и сухих мозгах, и диалог с Билл: "какой-то разочаровывающий робот -- это очень обидное замечание, знаешь ли". Ну, это Доктор, у него межвидового опыта побольше, на него даже водоросли западают %) Но "признать новый вид" не означает же "отдать этому виду жильё, отняв его у другого вида". Была у зайца избушка лубяная...
Слово Smile это вообще как-то, да... Не знаю как назвать: ретравматизация? Нам всю серию показывали, как это нелегко и creepy-стрёмно насильно улыбаться, когда скорбишь. Сперва садовница до начальной заставки, потом Доктор с Билл под прицелом роботов с четырёх сторон, потом мальчик-сирота... И в конце этот жутковатый Smile в унисон.
Я очень надеюсь, что за это в итоге Доктору прилетит, как за отставку Харриет или за создание гибридной Ашильдр. (И вроде есть какие-то спойлерные намёки, что дальше в сезоне всё будет не так просто в смысле правоты Доктора). Но может и проскочить, увы. Коттрелл-Бойс, автор сценария Smile, известен ещё одним сценарием: In the Forest of the Night. И Smile вполне может оказаться таким же проходным эпизодом без особенных последствий.